Вертолеты научатся выключать один из двух двигателей
Европейская компания Airbus Heclisopters наметила на 2020 году первый полет нового экологичного и быстрого вертолета, разрабатываемого в рамках общеевропейской программы Clean Sky 2. Как пишет Aviation Week, особенностью нового двухдвигательного вертолета станет его способность выключать один из двигателей на время крейсерского полета без потери в скорости или высоте.
Современные средние вертолеты оснащаются обычно двумя двигателями. Это делается для соблюдения принципа избыточности на случай непредвиденного падения мощности одной из силовых установок или даже полного ее отказа. В нештатных ситуациях недостающую мощность восполнит второй двигатель.
Во время крейсерского полета двигатели вертолета используются лишь на половинной мощности. Это приводит к перерасходу топлива. В компании Airbus Helicopters посчитали, что во время крейсерского полета один из двигателей можно было бы полностью выключать, а вторую силовую установку выводить на полную мощность. Это и даст некоторую экономию топлива.
Разрабатываемый компанией экологичный вертолет будет задействовать оба двигателя для режимов взлета и посадки, но при полете по прямой на оптимальной скорости будет выключать второй двигатель. При необходимости силовая установка будет запускаться вновь. Для этого на борту вертолета установят мощное пусковое устройство, способное быстро раскрутить отключенный двигатель до рабочих оборотов.
На новом вертолете планируется использовать французские турбовальные двигатели RTM322 мощностью 2270 лошадиных сил каждый (1693 киловатта). Крейсерская скорость полета машины составит 190 узлов (чуть больше 350 километров в час). Ее вертолет сможет поддерживать с одной работающей силовой установкой.
Следует отметить, что несмотря на то, что новый вертолет будет использовать оба двигателя во время взлета и посадки, в нем будет реализован аварийный режим. В этом режиме машина сможет продолжить нормальные взлет и посадку с одним отказавшим двигателем. При этом второй двигатель будет кратковременно переведен в экстремальный режим работы.
Как ожидается, Airbus Helicopters завершит аванпроект нового вертолета до конца текущего года, а в течение 2018 года защитит его. Компания планирует показать модель машины летом 2017 года на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции.
В июле 2015 года компания Airbus Helicopters испытала легкий вертолет Bluecopter, превосходящий по экологичности и экономичности другие машины этого класса. Созданный вертолет является демонстратором технологий, разработанным на базе легкого вертолета H135. Именно на нем и отрабатывается технология отключения второго двигателя во время крейсерского полета.
Василий Сычёв